Как зарабатывать на маркетплейсе? Ozon, Wildberries, ЯндексМаркет, где лучше? - Infocloud

Маркетплейсы стали частью нашей жизни, здесь можно не только покупать товары, но и продавать. Как начать свое дело, какие товары продавать и про все тонкости регистрации бизнеса читайте в этой статье.

Маркетплейс — что это?

Маркетплейс — это онлайн-платформа, где находится множество магазинов и представлены товары от разных продавцов. Клиенты могут покупать товары прямо на маркетплейсе, без переходов на отдельные сайты.

В России есть несколько маркетплейсов: «Яндекс.Маркет», Wildberries, Ozon, «СберМегаМаркет» («МегаМаркет») и KazanExpress.

Существуют и финансовые маркетплейсы, такие как Банки.ру. Здесь можно выбрать финансовые и страховые продукты, подобрать страховую компанию и брокера.

Помимо самих маркетплейсов есть площадки агрегаторы, которые собирают всю информацию о товарах и услугах, что позволяет сравнить цены и характеристики одного товара от разных продавцов. Но, купить товар на агрегаторе нельзя. Вот несколько примеров агрегаторов:

  • Price.ru
  • Torg@Mail.ru — torg.mail.ru
  • Sravni.com
  • ABC.ru


Почему маркетплейсы это выгодно?

ПлюсыМинусы
Широкая аудиторияВы платите комиссию за каждую продажу
Низкие затраты на стартеВысокая конкуренция.Чтобы пробиться, придется вложиться в рекламу
Простой и удобный интерфейс для продавцовЕсть ограничения по товарным знакам и перепродаже
Вся аналитика уже настроена, не надо тратиться на маркетинговые исследованияБывают акции, участие в которых обязательно. Если пропустите их, то товар упадет в поиске
Попался трудный клиент — колл-центр возьмет заботы на себяВысокая загруженность, клиент может очень долго ждать ответа, что повлияет на репутацию продавца

Перед регистрацией магазина внимательно ознакомьтесь с правилами, чтобы быть в курсе всех нюансов. Особенно обратите внимание, что содержание договора может регулярно обновляться. Чаще всего маркетплейс оповещает об изменении в личном кабинете, поэтому отслеживайте это.

Как зарегистрировать магазин?

Прежде чем начать торговать на маркетплейсе нужно зарегистрироваться и подписать соглашение о сотрудничестве (договор или оферту). Обычно для регистрации достаточно заполнить анкету, ввести номер телефона и ИНН. Но, есть площадки, которые просят загрузить документы в личный кабинет до первой поставки:

  • скан паспорта ИП или директора компании;
  • выписку из ЕГРИП для ИП или из ЕГРЮЛ для компаний.

Онлайн-площадки также работают и с самозанятыми. Для подтверждения статуса достаточно указать ИИН (по нему проверят информацию) в анкете регистрации.

Соглашение о сотрудничестве

Соглашение может быть двух видов оферта и договор. Если вы подписываете оферту, это значит, что маркетплейс устанавливает единые правила для всех и как продавец вы не можете поменять ни одного слова. Если вам не удобен день расчетов, то поменять его на другой вы увы не сможете. Достаточно нажать на кнопку «согласен» или «ок», чтобы принять оферту.

Если с маркетплейсом вы подписываете договор, то для его подписание необходима электронная подпись, сам договор можно подписать через ЭДО, а подписанную копию отправить по почте.

Документы для продажи товаров

Перед продажей товаров нужно будет предоставить ряд документов:

Документы о безопасности товаров.

Товары должны быть безопасны для жизни и здоровья покупателей. В зависимости от вида товара можно предоставить один из следующих документов:

  • декларация соответствия;
  • сертификат соответствия;
  • отказное письмо.

Чтобы не ошибиться с документом ознакомьтесь с:

Если вы не нашли ваш товар в регламенте и списках, значит, на него достаточно получить отказное письмо (значит товару не нужен сертификат или декларация).

Маркировка.

Подробнее про маркировку мы писали в этой статье.
Маркировка нужна для отслеживания товаров от производителя или импортера до покупателя.

Правительство выпустило список товаров, которые обязательно нужно маркировать. К 2024 году планируются маркировать практически все потребительские товары.

С марта 2023 года все маркетплейсы обязаны сами выводить из оборота товары, обязательные к маркировке. Это правило касается схем работы с фулфилментом площадки — когда площадка принимает товар на хранение. Если продавец хранит товар у себя, передавать коды не надо.

Из документов здесь вам понадобятся бланки УПД с кодам маркировки.

Документы на бренд.

Бренд — позволяет вашей аудитории отличить товары одной компании от другой. Но товарный знак подвергается регистрации. Для маркетплейсах регистрировать свой товарный знак не обязательно, можно продавать и товары чужого бренда, но вот тут уже точно потребуются документы:

  • лицензионный договор;
  • договор на дистрибуцию;
  • письмо — разрешение на продажу товара от правообладателя.

Если вы занимаетесь продажей иностранной продукции, которая к тому же не зарегистрировала в России товарный знак, то разрешение не нужно. Бывают исключения, когда товарный знак все же зарегистрирован в России, но товар входит в список, разрешенных к параллельному импорту, тогда разрешение также не нужно.

Как обмениваться документами?

Традиционный способ обмена документами это ЭДО. Маркетплейсы отправляют продавцам документы в электронном виде и подписывают их КЭП. Такие документы ничем не отличаются от бумажных и их точно также можно сдавать в налоговую.

Но, могут быть маркетплейсы, которые используют других операторов, поэтому перед началом работы обязательно уточните эту информацию. Если вы работаете с другим оператором, узнайте, принимают ли они документы друг от друга. Если нет, для обмена документами нужно будет заключить договор с тем же оператором, что и маркетплейс.

Как продавать на маркетплейсах?

Есть три схемы продаж:

  • FBS
  • FBO
  • DBS

Отличаются эти схемы хранением и доставкой товара. В случае FBS продавец делает все самостоятельно: хранит товар, комплектует его, доставляет. При FBO продавец все делегирует площадке. Если DBS — доставка сразу со склада продавца, минуя склад площадки.

Если вы готовы заниматься товаром самостоятельно (FBS), вам потребуется собственный склад. Склад нужно оформить в личном кабинете платформы. Вы также должны будете загружать карточки товаров, указывать остатки, упаковывать заказы после оплаты и печатать документы. Вы сами привозите заказ и документы в пункт выдачи маркетплейса или передаете курьеру, после того как клиент оплатит.

При FBO часть обязанностей вы берет на себя, такие как отгрузка товара на склад маркетплейса. После этого уже на складе товар собирается и доставляется. Минус в том, что вам придется платить за хранение, даже если товар не продается.

Если вы продаете дорогие, либо крупногабаритные вещи, то советуем воспользоваться схемой DBS. Здесь за все этапы отвечает маркетплейс.

Чуть подробнее о хранении и доставке:

OzonWildberriesМегамаркетЯндексМаркет
Доставка
FBO:Логистика:4-6% от цены в зависимости от объемного веса,последняя миля:за 1 позицию от 40-1000 рублей50 рублей за 5 литров и 5 рублей за каждый дополнительный литрПри весе товара до 25кг — 3% от стоимости заказа (от 50 — 500 руб.)Если товар дороже 500 руб., о доставка — 5,5% от стоимости товара (от 60 — 400 руб.)
FBS:Логистика: 4-6% от цены в зависимости от объемного веса, последняя миля: за 1 позицию от 40 — 700 руб.При весе товара > 25 кг — 3% (от 500 — 1000 руб.)
rFBS: Комиссия Ozon за каждое доставленное отправление — 15 руб.+НДСЭкспресс: 5%Бесплатная доставка для заказов до 500 руб.Крупногабаритный товар обойдется в 450 руб. за единицу
Хранение
Первые 30 дней — бесплатно
Далее — 0,15 руб. за литр в сутки
Зависит от конкретного логистического комплекса компанийПервые 60 дней — бесплатно
Далее — от 0,8 руб. в сутки
Зависит от оборачиваемости
До 120 дней — бесплатно
120-150 дней: 0,2 руб.за литр
От 150 дней: 0,45 руб. за литр

Прежде чем выбирать основную схему работы подумайте над продукцией, которой будете торговать. Это поможет вам выбрать схему доставки и хранения. Например, если вы торгуете изделиями ручной работы вам нет смысла выбирать DBS, намного легче хранить товар дома и самостоятельно отвозить до пунктов отгрузки или отдавать в руки курьеру.

Чем же торговать?

Приведем несколько видов товаров для маркетплейсов:

Уникальный товар

Если товар уникален в своем роде, значит мало кто его производит и продает, а это значит, что у вас не будет большой конкуренции. Главное ориентироваться на спрос клиентов, если его не будет, продукция останется не востребована.

Недорогие товары

Клиенты легко соглашаются на заказ товара до 5 тысяч рублей. Эта сумма наиболее приемлемая, а товары считаются недорогими.

Повседневные товары

Эти товары всегда имеют высокий спрос, значит клиенты будут покупать их при любых условиях. даже если цена будет выше средней. Сюда относятся одежда, продукты, товары для дома.

Товары, в которых вы разбираетесь

Чем больше вы погружены в продукцию, знаете все последние тенденции, вам будет проще выявить свою лояльную аудиторию, прорекламировать товар и продать его.

Малогабаритный товар

Объем товара влияет на комиссию, которую берут маркетплейсы за хранение и доставку товара. Чем больше товар, тем выше комиссия, то есть прибыль падает.

Важно также изучить, какими товарами нельзя торговать — они запрещены законом и правилами маркетплейсов. К ним относятя:

  • алкоголь
  • табак
  • рецептурные лекарства
  • пиротехника
  • животные

Где лучше начинать продажи?

Сложно выбрать лучший маркетплейс для старта, все они имеют свои плюсы и минусы. Выберите любой, который вам по вкусу и начните продвижение. Для вас мы оставим таблицу с механизмами работы маркетплейсов:

OzonWildberriesМегамаркетЯндекс.МаркетKazanexpress
ГеографияРоссия
Беларусь
Казахстан
Россия
Беларусь
Казахстан
Киргизия
Армения
Вся РоссияВся Россия115 городов (в основном Поволжский федеральный округ)
Кол-во пунктов выдачиОколо 16 тыс.Около 27 тыс.Около 65 тыс.Около 10 тыс.450
С кем сотрудничает Юрлица
ИП
Самозанятые
Юрлица
ИП
Самозанятые
Юрлица
ИП
Юрлица
ИП
Самозанятые
Юрлица
ИП
Стоимость стартаБесплатно30 тыс. руб. гарантийный взносБесплатноБесплатноБесплатно
Комиссия3-15% в зависимости от категории товара15-25% в зависимости от категории товарова2-8% в зависимости от категории товара1-15% в зависимости от категории товара3-35% чем дешевле товар, тем выше комиссия
Плата за возвратыестьестьестьестьесть
Схемы сотрудничестваFBO,FBS,DBSFBO,FBS,DBSFBO,FBS,DBSFBO,FBS,DBSFBO,FBS,DBS

Не допускайте этих ошибок!


Недостаточно изучили правила

Если вы не ознакомитесь с правилами полностью, то возможно не будете знать о минимальных % комиссий. Вы можете продавать товар дешевле, чем того требуют правила и тем самым оставаться в минусе. Либо вы можете и вовсе нарушить правила торговой площадки и вас могут исключить.

Делаете некачественные фотографии товаров

Достаточно качественной, красивой и главное информативной фотографии, чтобы клиент захотел приобрести продукт. Если фото будут размытыми, либо не показывать суть продукта, то это может оттолкнуть потенциальных покупателей.

Устанавливаете неправильную ценовую политику

Устанавливайте цену на товар исходя не только из желания заработать, опирайтесь на пороговую комиссию, спрос покупателей, условия доставки и хранения. Если вы установите цену ниже или выше положенной, то можете и вовсе ничего не продать.

Неправильный выбор категории

Если вы определите товар не к той категории покупатель банально не сможет его найти и вы вновь рискуете остаться без продаж.

Игнорирование клиентов

Всегда будьте лояльны к вашим клиентам, вовремя отвечайте на их отзывы как положительные, так и негативные, на вопросы по доставке или товару. Довольные обслуживанием клиенты вернуться к вам снова.

Нарушение сроков доставки.

Это все относится к вопросу работы с клиентами. Если доставка все-таки задерживается и вы не можете повлиять на это, то обязательно сообщите клиенту.

Не собираете клиентскую базу и не делают повторные продажи
База клиентов позволяет проводить повторные заказы, поэтому не забывайте отслеживать, откуда поступил заказ.

Читайте также:

Фиксированные взносы ИП за себя изменятся в 2024 году! Сколько нужно будет платить?

Патент для ИП в 2023 году? Выгодно ли переходить и как это сделать?

2 раздел ЕФС-1. Вопросы и ответы по сдаче.

Енс…Отвечаем на самые часто задаваемые вопросы

Будьте всегда в курсе новостей, подписывайтесь на наши группы в соцсетях

Вконтакте

ЯндексДзен