С 1 сентября вводятся штрафы за отсутсвие маркировке на интернет-рекламе. Как их избежать? - Infocloud

С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые дополнения к закону об интернет рекламе. Уже в 2022 начали действовать правила по размещению интернет рекламы касательно маркировки.

Напомним основные моменты с прошлого года и поговорим подробнее про новые правила.

Что такое маркировка и для чего она

Маркировка повышает прозрачность рекламного рынка и упрощает борьбу с мошенниками. Также так ЕРИР связан с ФНС, это упрощает контроль за уплатой налогов.

Маркировка рекламы размещенной в интернете это первую очередь:

  • Получение уникального кода (токена), состоящий из набора символов. Чтобы его получить нужно зарегистрировать материал в ЕРИР и передать туда информацию о рекламодателе.

Важно. Токен получается до размещения рекламы.

  • При размещении материла должна быть пометка «Реклама» и указание рекламодателя (название, ИНН или сайт). Информация должна нормально читаться, а заказчик рекламы — легко идентифицироваться.
  • В конце месяца необходимо передавать информацию о рекламном бюджете и статистике просмотров в ЕРИР. Передавать данные нужно каждый месяц пока действует реклама.

Что маркировать

Маркировке подвергаются все материалы размещенные в интернете на территории РФ, которые:

  • привлекают внимание к рекламируемому объекту
  • направлены на потенциальных потребителей, а не на определенного человека

Формат рекламы может быть любым:

  • видео
  • аудио
  • текст
  • изображение

Маркировка необходима даже при бесплатной публикации

Но есть исключения в интернет рекламе, которую можно не маркировать

  • Социальная реклама
  • Пуш-уведомления и email-рассылки на закрытую клиентскую базу
  • Объявления на ресурсах по перепродаже товаров (например Авито)
  • Реклама для теле- и радиовещания в интернете (если транслируется в том же виде, в котором выходила в эфир)
  • Реклама для иностранного рынка

Как запустить рекламу

Разберемся с терминологией:

Рекламодатель это тот, кто хочет разместить рекламу. То есть в данном случае вы выступаете рекламодателем.
Размещение рекламы может быть:

  • через рекламораспространителя (например блогеры)
  • через оператора рекламной системы (Таргетированная реклама в ВК, Яндекс реклама)
  • через рекламное агенство

Креатив это ваш рекламный материал (статья со ссылкой, баннер, видеоролик). Его могут разработать как вы, так и сторонние лица, о которых писали выше.

Как же публиковать рекламу?

1. Загружаем креатив в ЕРИР

2. Получаем токен на креатив. Сделать это можно через Оператора рекламных данных (ОРД).

ОРД — это компания, которая взаимодействует с ЕРИР и передает данные в реестр. Всего таких операторов семь:

  • «Лаборатория разработки» от Сбера;
  • «ОРД-А» от Амбердаты;
  • «ОЗОН ОРД» от Озона;
  • «МедиаСкаут» от МТС;
  • «Яндекс Оператор Рекламных Данных» от Яндекса;
  • «ВК Рекламные технологии» от VK;
  • «Первый ОРД» от Вымпелком.

Вы можете выбрать любое ОРД можно на свое усмотрение. Если размещаете рекламу в Яндексе, ВК и Озоне, то не нужно заключать договор с другим оператором.

Данные через ОРД отправляют:

  • рекламодатели
  • рекламоразместители
  • рекламные агентства
  • рекламоразместители (в случае, если это указано в договоре)

3. Указываем токен в креативе и публикуем рекламу.

Токены можно размещать:

  • в аудио-формате — текстом под аудио-рекламой или в интерфейсе аудиоплеера;
  • в видео-формате — в начале или поверх ролика;
  • изображение — поверх картинок;
  • в текстовом формате — надпись «erid: ХХХ»;
  • в кликабельной ссылке — после адреса сайта «www.xxx.ru/?erid:XXX».

5. По окончанию месяца не забываем предоставлять данные по статистике и бюджету. На это даётся 30 дней.

Подробнее про маркировку у разных ОРД

Яндекс.Директ

Здесь маркировка рекламы автоматическая. В своем Личном кабинете просто заполните данные о вашей компании: ИНН и ОКВЭД. Если вы физ.лицо, то только ИНН. Важно, отметьте пункт «Я конечный рекламодатель» (жёлтый бегунок).

Для автоматической передачи сведений о рекламе в ЕРИР нужно согласиься с офертой яндекса. Сделать это можно пр нажатии кнопки сохранить на странице «Данные рекломадателя».

Маркировка рекламы ВК

Во ВКонтакте есть не только возможность запуска таргетированной рекламы, но и свой ОРД. Схема работы похожа на Яндекс, правда есть свои отличия. Если вы физическое лицо, то вам необходимо сделать ряд настроек:

  1. В личном кабинете примите Соглашение о передаче рекламных данных.
  2. Перейдите в «Настройки» — «Контакты» — «Реквизиты» и внесите ИНН и телефон.

Если вы работает как юр. лицо, то для маркировки рекламы ВК ничего дополнительно настраивать не нужно. Вы уже предоставили всю необходимую информацию во время регистрации.

Маркетплейсы

На маркетплейсах также есть возможность рекламировать свой товар, но пока не все ясно с самой маркировкой рекламы. Так, например, на Озоне реклама маркируется автоматически (Озон один из сервисов ОРД).

Рекламодателю необходимо добавить в личный кабинет информацию о себе и при запуске рекламы загружать в специальное поле договор с маркетплейсом.

Подобная система действует и на Kazanexpress. Маркетплейс самостоятельно передает данные за рекламодателя.

Настройка для автоматической маркировки на Ozon

На Lamoda и Wildberies пока наблюдаются трудности с маркировкой рекламы, многие объявления и баннеры не промаркированы. Возможно в будущем будет разработан подобный инструмент как на Озоне по автоматической отправке данных в ЕРИР.

Рекламные агенства и блогеры

Если вы не хотите самостоятельно заниматься рекламой, то всегда можно обратиться в рекламное агенство либо к другим посредникам, например блогерам, и тем самым освободить себя от вопроса маркировки. При подписании договора укажите следующие пункты:

  • передача исполнителю обязанностей по маркировке рекламы и ответственности за неё;
  • исполнитель обязуется компенсировать заказчику штраф, если вдруг он будет наложен.

Можно и при сотрудничестве с посредником продолжать самостоятельно заниматься маркировкой рекламы. Тогда в договоре пункты выше будут не обязательны, но вся ответственность будет полностью лежать на вас.

Самореклама

Если у вас есть свой сайт, вы ведет соц.сети и хотите разместить материалы для продвижения своих товаров или услуг, то возможно их придётся маркировать.

РКН может посчитать такие материалы саморекламой. Особенно если баннер привлекает к себе внимание потенциальных клиентов и выделяется среди других материалов на вашем ресурсе.

Но не все может считаться саморекламой:

  • Информация об ассортименте
  • Информация о продавце или производители товара
  • Анонсы мероприятий

Материалы по этим тематикам, либо ссылки на продукты можно выкладывать без маркировки.

Схема предоставления ежемесячного отчета в ЕРИР точно такая же, как и при обычной рекламе. Вы можете воспользоваться ОРД, просто выбрав форму «Самореклама».

ОРД работает платно или бесплатно?

C сентября 2023 года маркировка рекламы для многих ОРД станет платной.

  • «ОРД-А» определяет стоимость своих услуг в зависимости от суммы рекламных договоров одного распространителя рекламы за месяц
  • «Первый ОРД» берет 1% от стоимости рекламы, зарегистрированной в отчетном месяце, но не менее 5000 рублей
  • Ценник у «МедиаСкаут» равен 1% от стоимости рекламы с бизнеса, который регистрирует креативы, и 0,1% от рекламного бюджета с остальных участников рекламной цепочки, но не более 5000 рублей.
  • За саморекламу нужно платить в среднем 15—20 рублей за хранение мегабайта контента и передачу его в ЕРИР.
  • Яндекс ОРД пока бесплатный.
  • У Озон ОРД (Ozon) минимальный платеж составляет 5000 рублей, итоговая сумма будет зависеть от объема загруженных креативов и числа токенов — 10 рублей за 1МБ и 10 рублей за 1 токен.
  • ВК Рекламные технологии стоимость услуг определяется после окончания тестового периода, сам тестовый период бесплатный.

Что будет, если не предоставлять данные в ЕРИР

Если вы не предоставляете данные по рекламе либо предоставили их с опозданием, вам может грозить штраф.

  • гражданам — от 10 000 до 30 000 рублей;
  • ИП и руководителям компаний — от 30 000 до 100 000 рублей;
  • малым предприятиям — от 100 000 до 250 000 рублей;
  • средним и крупным компаниям — 200 000—500 000 рублей.

Если вы распространяете рекламу без маркировки, то штрафы будут гораздо выше:

  • гражданам — от 30 000 до 100 000 рублей;
  • ИП и руководителям компаний — от 100 000 до 200 000 рублей;
  • малым предприятиям — от 100 000 до 250 000 рублей;
  • средним и крупным компаниям — от 200 000 до 500 000 рублей.

Используйте сервисы ОРД, чтобы не возникали проблемы со сдачей данных по рекламе и всегда маркируйте все рекламные материалы.