Пришло время для уничтожения документов, с истекшим сроком годности. Как правильно это сделать, кто ответственный, какие акты нужны? Про все это читайте ниже
Как уничтожить документы?
Существует единый порядок уничтожения документов:
- Проверяем, истек ли срок хранения документов, а также наличие документов, потерявших свое практическое значение
- Экспертная комиссия проводит экспертизу ценности документов
- Составляется акт на уничтожение документов, он утверждается руководителем
- Дела, отраженные в акте, уничтожаются, что оформляется отдельным документом
Составляем Акт
Перед тем, как уничтожить документы составляется акт «О выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению». Он служить для описания документов и их упорядочивания.
В акте указываем:
- общее количество дел
- крайние сроки завершения делопроизводства
- итоговые цифры единиц хранения, подлежащих уничтожению, с указанием временного периода дел
- отметку о согласовании приведенной в акте информации с экспертной комиссией
Как понять, можно ли уничтожить документ?
При уничтожении документов не забывайте правильно исчислять сроки их хранения, для этого:
- Сроки хранения дел с датой оформления в 2010 году и позднее нужно сверять с перечнем, утвержденным приказом Росархива от 20.12.2019 № 236
- Документы, созданные до 2009 года, можно уничтожать только если истек срок хранения, указанный в Перечне типовых управленческих документов, утвержденном Росархивом 06.10.2000
А если сроки хранения неизвестны?
Нельзя сразу уничтожать такие документы. В любом случае следует конкретизировать сроки хранения, для этого экспертная комиссия обращается к социалистам из архива.
Как оформить акт на бухгалтерские документы?
Если деятельность вашей компании была безубыточной все время ее существования, то:
- налогоплательщик обязан сохранять в течение пяти лет данные бухучета и иные бумаги, необходимые для расчета и уплаты налогов
- первичные бухгалтерские документы, учетные регистры, учетная политика, бухотчетность и иные документы, связанных с организацией и ведением бухучета также должны храниться 5 лет
Если компания получила убыток и его переносили на последующие периоды, то все документы, подтверждающие размер такого убытка, запрещено уничтожать в течение всего срока переноса.
Что делать с макулатурой?
Срок хранения документов истек, значит они больше не несут никакой ценности. Уничтожить их можно любыми способами:
- отправить документы на переработку в специализированную организацию
- избавиться от ненужных бумаг с помощью специального уничтожителя
- сжечь
Оформляем акт об уничтожении
У такого акта нет определенной формы, поэтому его составляют произвольно. Акт должен содержать в себе:
- наименование документа и название вашей компании
- дату оформления акта
- описание уничтожения документов, где указываем объем и способ уничтожения
- подписи с расшифровками ответственных лиц
Не забудьте сохранить этот акт об уничтожении документов, иначе ваш ждет штраф
Возможные наказания
За грубое нарушение сроков хранения учетных документов возможен штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.